И в этом году в Сербии под покровительством Епархии Рашко-Призренской в изгнании состоялся Молитвенный Церковно-народный Собор, в котором приняло участие более двух тысяч человек. Как и на предыдущих пяти соборах (начиная с 2013 года) и на этом соборе единогласно принято соборное послание, изложенное ниже.
Ваши преосвященства, честные священники, преподобные монахи, монахини, богозванное собрание и богособранный народ Божий! Бог в помощь!
Исповедовать и хранить неискажённой апостольско-святоотеческую веру есть забота забот всех Святых Вселенских Соборов,[1] написал Прп. Иустин Челийский. Следуя этому вселенскому и святоотеческому преданию, эту заботу и мы постоянно ставим главной целью и смыслом каждого, а особенно этого нынешнего собрания. Мы собрались сегодня здесь, в Лознице, близ Чачка, во славу Божию, под молитвенным покровом двух Николаев: святого Царя и мученика Романова с его семьёй, и небесного хозяина этого монастыря святого Николая Чудотворца и его ревнительской десницей, которая укрепит нас, чтобы мы могли всей силой православной истины дать пощёчину арианам нашего времени – из рядов последователей экуменизма.
Сто лет тому назад убиством помазанника Божия, царской семьи Романовых, отмечено начало страшной эпохи открытого гонения Церкви Христовой со стороны богоборческих коммунистов. Поэтому, сегодня мы посвящаем нынешний наш собор столетнему трагическому юбилею убиения Царской семьи. Вслед за этой царской мученической кровью потекли реки крови неисчислимого множества святых новомучеников, которые, подобно живоносным водам, омыли, убелили и напоили Церковь Христову, как и в первых веках её священной и мученической истории. Это не было только несправедливым и зверским убийством богоизбранного царя, но ударом по православной монархии и Православии в целом. Так, этим убийством начались, без малого, столетние страдания Церкви, причинённые последователями антихристианской, тоталитарной, коммунистической идеологии, чтобы в этом историческом моменте, сто лет спустя, Церковь православная оказалась по ударом ещё более коварного врага – ереси.
Из святоотеческого опыта мы знаем: Ереси были для Церкви опаснее гонений. Гонения – это притеснение совне, и верные не боятся гонений; Церковь в эпоху гонений мученическою кровию только украшается. А ереси разрушают Церковь изнутри.[2] Но, сегодня, Церкви угрожает не только ересь, но всеересь экуменизма, вбирающая в себя и восстанавливающая все остальные ереси, с которыми Церковь до сих пор сталкивалась. Суть деятельности экуменической ереси есть релятивизация святых догматов веры православной, разрушение границ Церкви, выписанных мученическою кровью, под предлогом, якобы, достижения евангельской цели да будут все едино (Ин. 17, 21), то есть осуществления «церковного единства» с сообществами нераскаянных еретиков. Последователи экуменизма, приведенным выше образом, делают то, что делали все враги веры православной во все века, а именно – по словам Прп. Иустина Челийского – Еретики обычно брали некоторые места из боговдохновенного Евангелия, и своим безбожным рассуждением искажали то, что правильно изречено Духом Святым.[3] Одна из главных истин, которую экуменисты искажают и попирают – это единство и единственность Церкви Христовой, исповедоваемую нами в Символе Веры: (Верую) во ЕДЙНУ, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Экуменисты отрекаются от этого святого догмата веры православной, называя разные сообщества еретиков (особенно папистов) Церковью. А эту свою неправославную позицию утверждают, главным образом, тем, что молятся с еретиками и гонят православных, сопротивляющихся экуменической ереси. Как печать такого превратного и антицерковного учения и деятельности, экуменисты собрали свой собор на Крите в 2016 году. Однако, Церковь, ведомая Духом Святым, имеет внутреннее, христоумное и святодуховское познание, которым в течение истории различала собрания епископов – одни из них называя православными соборами, а другие – ложными, или разбойничьими сборищами. Церковь это делала на основании евангельской критериологии, которая гласит По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Ведомые этим евангельским и святоотеческим познанием, и изучив решения, принятые на Критском соборе 2016 года, мы ещё в прошлом, 2017 году, на этом же месте, осудили Критское собрание, как неправославное и разбойничье.
Неправославными и скандальными решениями на Крите совершён небывалый, в недавной истории, невиданный путч, восстание против Церкви и её православного, богословского самосознания. Намереваясь смутить и испугать нас, христиан, своими софизмами, экуменисты разбавляют православное и святоотеческое учение о Церкви, и одновременно подготавливают основание для будущего вступления в неправославную унию и единство с папистами и остальными еретиками. Но мы и не смущаемся и не пугаемся, зная, что, с одной стороны, ересь душегубная сила, которая человека топит во все смерти, отделяя его от Церкви Христовой,[4] а, с другой стороны, мы укреплены словом и примерами храброй защиты и хранением веры православной, которые нам показывали святые Отцы в течение истории. Об этом убедительнейше свидетельствует сегодняшнее, великолепное, православное собрание, за которое, прежде всего, благодарим Бога – за то, что Он нам, последним и малейшим в Церкви Христовой, даровал возможность принять участие в святом подвиге исповедования и защиты веры православной. Учитывая вышесказнное, объявляем о том, что всё делаем, и всё, что делали – имеет, именно, одну и единственную цель: сохранение веры отеческой, а тем же самым и Церкви православной.
Ведомые таким намерением, мы нашу борьбу ведём в течение многих лет и десятилетий. А в изгнании – вот уже восемь лет – идя по проторённой святоотеческой тропинке, которою нам наметил Прп. Иустин Челийский, а показывает её, и ведёт по ней предстоятель нашей Епархии Рашко- Призренской в изгнании, владыка Артемий. Великий исторический опыт Церкви в сопротивлении ересям, родил и святоотеческий и глубокий опыт борьбы за чистоту веры. Этот опыт святые Отцы выразили и канонически сформулировали в 15 каноне Перво-Второго Константинопольского собора. Применение этого канона есть православный, церковный, канонический и основанный на предании образ защиты веры, сохранения Церкви и сопротивления ереси и еретикам. Этот канон, с одной стороны, призывает нас к отделению от еретиков, а с другой стороны, оберегает от впадения в мутные воды раскольничества и дробления Церкви на фракции и секты. Его применяем вот уже восемь лет, во славу Божию, прервавши литургическое и административное общение с иерархами, клириками и теми, кто делом и словом исповедуют и следуют душепагубной ереси экуменизма. Эту святоотеческую и каноническую позицию мы, в особенности, исповедовали и объявляли на наших церковно-народных соборах, начиная с 2013 года, и до сих пор. На прошедших соборах, с этого места, мы оглашали соборные послания, в которых мы решительно осуждали и фундаментально разоблачали экуменическую ересь. Также, с этого места, мы приглашали всех православно стоящих следовать, не за нашим, а святоотеческим и каноническим образом хранения веры православной и Церкви Христовой, и объединиться в сопротивлении экуменической ереси, на основании двух условий:
1) ясного осуждения экуменической ереси, и
2) прекращения общения с экуменистами, согласно с приведённым каноническим преданием Церкви.
В эти годы, а особенно сегодня, благодать Святого Духа подвигла боголюбивых и ревностных христиан, с разных сторон православной вселенной, нашу братию из России и Румынии откликнуться на наше приглашение, и так дивно пребывать здесь, вместе с нами, духовными чадами: Святителя Саввы, великомученика Князя Лазаря, святителя Николая Сербского, прп. Иустина Челийского и преосвященного владыки Артемия. Сегодняшний собор показывает, что это наше приглашение нашло отклик в сердцах многих православцев, и что наш собор наполнен Божией благодатию. Осталось только на этом соборе за это, прежде всего, возблагодарить Бога от всего ума, сердца и души. Также хотелось бы призвать искренних православных ревнителей за веру отеческую, всех принявших с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа (1 Петр. 1, 1), остаться единодушно в ней, и засвидетельствовать единодушие ещё усерднее, совместной борьбой на поле сохранения веры апостольско-святоотеческой. И в этом, всегда, следуя вышеизложенному каноническому, среднему, царскому пути, устраняющему крайности – как индифферентное отношение к вере, находящейся под угрозой, – так и впадение в фанатизм и раскольничество. Совместная вера и свтоотеческое наследие объязывают нас к совместной борьбе за их сохранение.
Благодарение Богу за Его милость, собравшую нас здесь сегодня в единодушном исповедании и хранении веры православной, и наш призыв в таком единодушии выстоять и утвердиться глубже – это и есть поручение, которое мы посылаем с этого места, как всем присуствующим, так и тем, кто не здесь, но духом с нами.
Мы, православные сербы, на таких собраниях не можем не напомнить о нашей неисцеленной косовской язве, такой же болезненной, как и предательство веры, происходящее в верхушке иерархии Сербской Православной Церкви. Пользуясь случаем, паки, паки, призываем Патриарха Иринея и епископат Белградской патриархии прекратить предательство веры православной и позорную поддержку Белградскому режиму, осуществляющему предательство Косова и Метохии; а также и более усердно сопротивляться этому предательству, чтобы, таким образом, смыть позор, навлекаемый своими действиями на трон нашей святосаввской Церкви. А именно – предательством веры Святителя Саввы, Косова и косовского великомученика Князя Лазаря. Предупреждаем верный народ о том, что предводители Белградской патриархии своё предательство и причинение вреда Церкви продолжают – принятием Нового церковного устава, намереваясь, по рецепту разрушения Югославии, добить и разбить СПЦ, и тем самым наш православный народ.
В столетие юбилея убийства православного царя Николая II и его семьи, все должны понять и осознать: православного царя и монархию уничтожили – отступление народа от веры и последователи безбожного коммунизма. Поэтому, православную монархию может восстановить только возвращение к набожности, которой нет без веры православной и вне Церкви Христовой. Итак – наша главная задача – сохранение веры православной и восстановление набожности.
В самом конце – напоминаем: большинству вселенских соборов, на которых ереси осуждены, а вера православная утверждена, предшестовали меньшие соборы, способствовавшие формированию святоотеческой позиции, осуждению ереси и организации вселенских соборов. Надеемся и молимся Богу, что и все наши такие собрания тоже принесут подобные плоды, и что и этот сегодняшний величественный собор станет ещё одним шагом к вселенскому православному собору, на котором ересь экуменизма и остальные ложные учения будут осуждены и преданы анафеме, а вера православная восторжествует и воссияет в её евангельской и апостольско-святоотеческой полноте.
В такой надежде укрепляют нас слова апостольские, которыми заканчиваем это наше соборное послание: и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).
Предстоятель Молитвенного
церковно-народного собора:
Преосвященнейши Епископ Рашко-Призренский в изгнании
+Артемий
и
+Хорепископ Николай
+Хорепископ Максим
+Хорепископ Наум
—————————————–
[1] Прп. Иустин Челийский, Догматика православной Церквы III, Валево 2004 год, стр. 229.
[2] Митрополит Филарет Вознесенский, Проповеди и поучения Том I, Изданы Комитетом Русской Православной Молодежи при РПЦЗ, 1981 год, стр. 110.
[3] Прп. Иустин Челийский, Догматика православной Церквы III, Валево 2004 год, стр. 233.
[4] Прп. Иустин Челийский, Догматика православной Церквы III, Валево 2004 год, стр. 233.