Всем духовным чадам,
монаштву, свештенству и верном народу
Епархије рашко-призренске
В ИЗГНАНИИ
Всерадостное пасхальное поздравление
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Переполнено Евангелие, братья и сестры, преславных и преудивительных чудес, которые совершил Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни. Кто их сочтёт; кто их достойно воспоёт; кто их разумно объяснит? Такого ума нет на земле. Всё, что Господь совершил, со времени своего рождества в Вифлеемском Вертепе, и вплоть до своего вознесения на Елеонской Горе, превышает любой разум. А что можно сказать о преславном чуде, которое сегодя прославляем, чуде Его преславного Воскресения, после трёхдневного пребывания во Гробе! Этому чуду можно и должно только удивляться, и прославлять, как Праздник праздников и Торжество торжеств, как и поётся в сегодняшних гимнах. Это Праздник, который наполняет собою небо и землю и преисподнюю, ибо Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! Сегодня, на праздник Воскресения Христова, Господь всем открывает благодатный источник этой духовной радости, подобно солнцу, восходящему в майское утро, когда оно осветляет и милует своими лучами всю природу и всё Божие творение.
Этой вечной радостью живём и испытываем её, в полной мере, и все мы, чада наша духовная, которые Воскресение Христово вот уже полных восемь лет как встречаем и прославляем в изгнании, в своеобразном архипелаге наших скромных катакомб, рассеянных по всему миру. На просторах земли они отдалены друг от друга сотнями и тысячами километров, но связаны и соеденины между собою одной верой Православной, одним духом, которым живут и дышат, одной радостью Воскресения. Повсюду встречаем этот радостный Праздник с верой и надеждой на то, что, если, как изгнанники, с Господом страдаем, то с Ним и совоскреснем. В одной дивной пасхальной песне поётся: Вчера спогребохся тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу тебе, сраспинахся тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Совсем так, как Сам Господь молился Отцу Своему Небесному: Отче! Которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17, 24). Это значит, что Господь от нас ожидает, что мы будем пребывать с Ним и в Его страданиях, уничижениях, распятии, сопровождать Его на всех Его путях, и, разумеется, что наша жизнь со Христом и во Христе будет увенчана вечным существованием с Ним, Воскресшим, в Его славе и вечной, блаженной жизни.
Праздник Воскресения Христова в терминологии Православной Церкви называется ПАСХОЮ по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления еврейского народа от египетского рабства. «Слово ПАСХА, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение, как воспоминание об избавлении Еврейского народа из Египта, чудесным переходом через Красное море. В Церкви Христовой – Новозаветной это слово – ПАСХА означает, что Сам Сын Божий, через воскресение из мёртвых, пришёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражьей и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)».
Сегодня Воскресением Христовым совершилось спасение мира – мира видимого и невидимого. Святой Григорий Богослов в своей проповеди на сегодняшний Праздник говорит своей пастве и всем нам, нынешним христианам: «Христос восстал из мёртвых; восстаньте с Ним и вы; Христос в славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников Праздник и Торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы, и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды». Сегодня земля обновляется крещением оглашенных, Небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мёртвых. Отверстое Небо приемлет восходящих. Земля шлёт погребённых на Небо, Небо им восприятых представляет Господу. Всё в согласии, единодушии и любви.
Другой святой Отец восклицает: «Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребитель врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились со Ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесённый на нас приговор. Тогда мы ниспали с Неба на землю – ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда через грех воцарилась смерть – ныне жизнь опять получила владычество через правду. Тогда один отверз вход смерти – и ныне Единым же вводится снова жизнь. Тогда через смерть мы отпали от жизни – ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею – ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание были изгнаны из рая – ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холмы яко агнцы овчии (Пс. 113, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побеждённых.
Такова вера наша и надежда наша. Сегодня забудем все свои бедствия, страдания, даже и свои грехи, ибо день для радости. Пусть сегодня никто не печалится из-за бедности, ибо явилось общее Царство; пусть никто не оплакивает грехи свои – было достаточно времени для этого и ещё будет, а сегодня засияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо всех нас освободила смерть Спасителя. Сегодня святой апостол Павел восклицает: Смерть! Где твое жало? Ад? Где твоя победа? (1. Кор. 15, 55). Воскресением своим Господь Христос очевиднейшим образом показал людям, что Он истинный Бог и истинный человек. Показал смысл и цель существования каждого человека, каждого человеческого существа здесь на земле, а именно, то, что человек сотворён для безсмертия, а не для смерти. Воскресением Христовым смерть, самый большой враг человека, побеждён, и людям отворён и проложен путь в жизнь вечную. Это свидетельствуют наши храмы и могилы. Мы в храмах обращаемся не к мёртвым, но к живым. Когда в молитвах призываем Пресвятую Богородицу, когда молимся святителю Николаю, святому Георгию, святой Параскеве, мы молимся живым личностям, которые угодили Богу, которые к Богу имеют дерзновение, а к нам любовь, и так молятся и ходатайствуют за нас. Когда же мы навещаем могилы наших дорогих упокоившихся, это поход к живым, а не к мёртвым. Мы выражаем к ним нашу любовь, наше уважение, нашу заботу о них. Это наши молитвы, это молитвы Церкви, это панихиды и литии, это милостыни о них. Мы, таким образом, относимся к ним, как к остальным, ещё живущим с нами родственникам.
Так верили, так праздновали, так жили наши святые предки. Эту веру, этот пример они оставили нам, своим потомкам, с обязательством и нам сохранить их в полноте и чистоте, и неизменнёными и неискажёнными передать уже нашим потомкам. Великая это ответственность, великое доверие, но и великий долг. Эта наша верность и преданность нашим предкам, верность и преданность Воскресшему Господу – и есть величайшее богатство, которое мы должны передать нашим детям и молодёжи. Да и они веруют, живут и спасаются этой единственной спасающей верой Православной.
С такими мыслями и молитвенными пожеланиями, ещё раз всех вас поздравляем, с Богом благословенным Пасхальным Праздником, приветствуя вас всерадостным и победным приветствием
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Ваши молитвенники перед престолом Воскресшего Господа Иисуса Христа
Епископ Рашко-Призренский в изгнании
+ АРТЕМИЙ
+ Хорепископ Николай
+ Хорепископ Максим
+ Хорепископ Наум
Пасха 2018 года
Деревня Лелич