Почетна / Руска страна / ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2019

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2019

А Р Т Е М И Й

милостию Божией
православный епископ
Рашко-Призренской епархии
В ИЗГНАНИИ

Своим духовным чадам,
монашествующим, священству и верному народу
епархии Рашко-Призренской
В ИЗГНАНИИ
всерадостное воскресное приветствие

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

 

Небеса убо достойно да веселятся,
земля же да радуется,
да празднует же мир,
видимый же весь и невидимый:
Христос бо воста, веселие вечное.

(Из Канона Пасхи, Песнь 1)

 

Какое веселие и какая радость может быть на этой обветшалой планете, на которой был распят Сам Сын Божий? «…Человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (Иов 14. 10), – вопрошал праведный Иов. Да разве в море людского падения и от него происходящего людского страдания, мучения и муки, которые все завершаются смертью, может человеку быть какая-то радость здесь, на земле? На этот вопрос отвечает падший и грехом искалеченный человек: Нет здесь для нас никакой радости, утехи и веселия. Трагедия такового ответа подтверждается тем днем, когда ко Кресту был прибит и распят Сын Божий, Агнец Божий.

А каков же ответ Богочеловека Христа на этот вопрос? Его ответ на этот и все остальные великие вопросы, которые изначально мучили дух людской, не слово, а дело – Его светлое и славное Воскресение из мертвых. Это дело столь чудесное и победоносное, что никогда не может быть полностью охвачено человеческим словом. Всякая людская мука, печаль и рана до Христа, как бы ни были велики, могли быть описаны словом, могли быть перелиты в конкретный вопрос, могли быть иовски выстраданы и озвучены устами Адамовых потомков по природе и наследников по греху. А Христов ответ на эти вопросы, это есть Его Славное Воскресение из мертвых. Оно Своей Божественной и непостижимой для ума возвышенностью не может никогда быть полностью выражено речью, описано словами, объяснено книгами. Поэтому святой Владыка Николай Сербский своими златокованными словами говорит: «Воскресением Своим Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство сатанинское, освободил обращенный в рабство род человеческий, и разломил печать извечных тайн Бога и человека». Да, Воскресение Христово есть раскрытие извечных тайн Бога и человека, извечный и чистейший Божественный ответ на извечные и загадочные человеческие вопросы.

Таковое превозвышенное дело Христово, Его чудесное Воскресение, можно лучше всего постичь, пережить и уяснить себе также самим делом, а не словом. Делом, которое состоит в очищении и движении сердца человеческого к Воскресшему Христу, а таковое дело именуется верой. Ибо то, что нельзя полностью высказать словом – а это именно Христово Воскресение – нельзя вполне ни уразуметь, ни произнести речью; но только самим делом, делом веры и деятельной верой. Поэтому деятельная вера во Христа, в Церковь Его – единственный способ понять, принять и уразуметь Воскресение Христово, как нам это поясняет святой Иустин Челийский, говоря: «Смысл жизни каждого христианина состоит в том, чтобы личность свою сделать составной, органической частью в Теле Воскресшего Христа (=Церкви). Если он это сделал, ему не требуется доказывать воскресение из мертвых, потому что он уже ощущает себя безсмертным и вечным».

Воскресение Христово есть основание веры христианской, это нам передал тот же святой отец, говоривший: «Если Христианство можно свести к событию, тогда это событие – Воскресение Христово». Никто и никогда не даровал роду человеческому такой победоносный, триумфальный и столь утешительный дар, который один может утереть всякую слезу страдальца и утешить вздох умирающего, среди нас печальных и смертных людей; как это сделал Христос Своим преславным Воскресением. От Воскресения Христова и до сего дня на Небе, на земле и в преисподней звучит наипобедоносное и наирадостное приветствие: Христос Воскресе! Радостный отголосок этого приветствия, своей безсмертной и божественной силой, заглушает вопли и причитания из-за всех людских страданий, муки и неволи в этом мире, включая страдание всех страданий, которое есть смерть. Это приветствие – самая убедительная победа, когда-либо дарованная человечеству, победа, которой все люди избавлены от уз греха, смерти и диавола.

Под бременем этого печального вопроса – откуда страдание в этом мире и каков его смысл? – мысль человеческая уже веками сгибалась и падала, перед ним исчезала сила людского ума, таяла мощь его понимания, увядала способность разумения. На эти, для человека претяжкие, вопросы отвечает нам Христос Своим Воскресением, так как Воскресение Христово есть осмысление, оправдание, пояснение всех и всевозможных страданий людских в этом мире, как то нам показывает святой Иустин Челийский, говоря: «Без Воскресения невозможно оправдать страдание; без оправдания страдания мыслящему человеку невозможно не быть антихристом и богоборцем; всякая этика, которая не признает воскресения мертвых, которая не признает безсмертие человеческой личности, в основе анархична и нигилистична, – и прибавляет, – Без Христова Воскресения жизнь была бы безсмысленна, страдание было бы неоправданно, мучение бы было не искуплено». Потому Воскресение Христово – наилучшая весна, весна всех весен для каждой человеческой души, которая Господа верою приняла, потому что таковую душу Христос избавляет от зимы греха, от холода маловерия и мрака незнания. Воскресший Христос – это Солнце, под чьими воскрешающими лучами процветают души верующих и благоухают вечностью, украшаются красотой евангельских добродетелей, плод которых рука Божия собирает в житницу Царствия Небесного.

Нет мощнее силы, чем сила Воскресшего Христа, потому что от всерадостного приветствия – Христос Воскресе! – ад сотрясается, радуются Небеса, процветает жизнь – и убегает смерть; исчезает отчаяние – а рождается надежда; исчезает всякая немощь, и возвращается сила; разоряются двери адские, и отворяются райские; праведные поют, демоны трепещут, и людям даруется вечная жизнь. Такова сила Воскресения Христова; она безконечна, так как дарует безконечную жизнь в Воскресшем Христе; она превыше понимания человеческого и никогда полностью неизречена и невыразима, поэтому мы ею живем, потому что Воскресение прежде всего переживание и проживание в Воскресшем Христе и Церкви Его, этой ризнице воскресения и вечной жизни. Да живем Воскресшим Христом здесь, на земле, это есть наш задаток, потому что мы – чада Воскресения, как сказал великий подвижник прошлого века, монах Георгий (Виткович). Оживленная Воскресшим Христом, наша жизнь, по исходе отсюда, переливается и продолжается в пресладкой вечности Воскресшего Богочеловека.

Но как жить Воскресшим Христом? – Только жизнью в знамении Креста Христова. Крест Христов есть наинеобычнейший духовный перекрёсток всей истории человечества, потому что Христос Крестом и Воскресением Своим историю рода человеческого с пути смерти перенаправил в вечную жизнь. Поэтому Крест Христов – непогрешимый указатель пути и знак Воскресения Христова, так как через Голгофу достигается Воскресение. Живя подвигом смиренного ношения своего креста и идя за Христом, мы живем в знамении Креста Христова и идем путем, который вводит в наше личное воскресение во Христе. Через подвиг нашего духовного распинания ветхого и греховного человека в нас на кресте евангельской жизни, мы изо дня в день, из часа в час, силой Онаго, за Которым идем, то есть силой Христовой, воскресаем из гробов наших грехов и страстей и так совоскресаем во Христе и со Христом Воскресшим. Отсюда следует, есть только один подвиг – превыше всего пост, молитва и покаяние – это наша адекватная подготовка и путь постигания и достижения, переживания радости Воскресения Христова. «Это личное уподобление Ему необходимо для всякого последователя Его. Самоотреченным подвигом веры человек приносит себя в Воскресшего Господа Христа и начинает жить Им, мыслить Им, действовать Им», – свидетельствует богоглаголивый вестник Воскресшего Христа святой Иустин Челийский. Потому прошедший многонедельный пост – самый естественный и наилучший проводник и подготовка к торжеству, к переживанию, пониманию и празднованию святого Воскресения Христова. О том, что другого пути к Воскресению Христову и воскресению во Христе нет, тот же святой отец говорил: «Кто не пережил (=прожил) реальность Распятого Господа, не может пережить реальность Воскресшего. К воскресению вход через распятие. А без воскресения – нет спасения (Рим. 10, 9). Распятие невозможно обойти. Чтобы человек воскрес воскресением Христовым, требуется прежде, чтобы умер смертью Его. Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с ним и оживем (2 Тим. 2, 11).

Эти слова, этот светлый праздник Воскресения, являются потому неотъемлемым утешением всем, кто трудится и в жизни своей смиренно несет крест, которым Господь его наделил. Этот крест несем и мы, нынешние православные сербы, поодиночке, и как народ, распятый между злом с Запада и смятенным Востоком; между богоборным коммунизмом, который прошумел над нашим народом, но не исчез, и современным душепагубным глобализмом; между трагическим прошлым, тягостным настоящим и неясным будущим неисполненным надежды; между изменой вере со стороны церковных верхов и изменой Косову и Метохии со стороны государственной власти. Особенную тяжесть креста нашего времени, и судьбы постигшей нас, вместе с нашим народом в Косово и Метохии, несём и мы, православные сербы, собранные в этих духовных прибежищах, в наших катакомбах, где собираемся для того, чтобы укрыть и уберечь головы и прежде всего души от всех этих умножающихся неволь и неприятелей нашей веры и Отечества. Но не только мы, православные сербы несём эту тяжесть, но и наши православные братья в России и повсюду в православном мире, где идёт решающее сражение в защиту и сохранение веры православной, веры в Воскресшего Христа. Поэтому, как из наистрашнейшего дня, когда был распят Господь, заблистал наирадостнейший день, когда Он Воскрес, так Господь в сегодняшний день посылает преизобильное утешение и радость Своего святого Воскресения всем нам, и наши кресты, малые или великие, подобно Тому, на Котором Он распят, преображает в радость, в утешение, в силу, в победу, в триумф добра над злом, добродетели над грехом, жизни над смертью. Если когда православные люди и ощущают силу такового Христова утешения, то как раз в день Его славного Воскресения. Это утешение есть предвкушение всеобщего воскресения во Христе всех тех, которые Ему в этой жизни служат и в Него веруют; это утешение, которым и мы сегодня утешаемся, победа, которой и мы во Христе побеждаем, и которую не может отнять никакая сила, противная Христу Воскресшему, вере православной и Церкви Его. Такой радостью мы сегодня радуемся, такую победу сегодня славим, таким утешением сегодня утешаемся и теми укрепляемы, если Бог даст, на пути веры православной, веры в Воскресшего Христа, устоим до конца мира и времен, каждый из нас поодиночке и весь православный народ. С той радостью и той Христовой победой вас еще раз поздравляем, чтущи этот светлый праздник Воскресения, и восклицающе всерадостным и всепобедным приветствием:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!  ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Ваши молитвенники пред Престолом Воскресшего Господа Иисуса Христа

+ Епископ Рашко-Призренской епархии в изгнании

АРТЕМИЙ

+ Хорепископ Старорашский и Лозничский – НИКОЛАЙ

+ Хорепископ Новобрдский и Панонский – МАКСИМ

+ Хорепископ Хвостанский и Бараевский – НАУМ

Пасха 2019 год

В монастыре Новая Никея – Лелич