Почетна / Руска страна / Пасхальное Послание 2024 года

Пасхальное Послание 2024 года

К С Е Н О Ф О Н Т

милостию Божией православный епископ

Рашско-Призренской епархии

в изгнании

Всем духовным чадам, монашествующим, священству и верному народу

епархии Рашско-Призренской

В ИЗГНАНИИ

всерадостное пасхальное приветствие

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

 

Воскресе Христос, и ты (ад) низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава, во веки веков. Аминь.

(Из Огласительного слова святителя Иоанна Златоустого)

 

Дивные эти слова, дорогие наши дети духовные, наполнили все наши храмы, наполнили наши мысли, наполнили наши сердца этой радостной и всерадостной ночью и утром светлого и всесвятого праздника Воскресения Христова. Есть ли христианин и сердце христианское, которое в этот день не радуется тому факту, что ад опустошен, что диавол посрамлен, что смерть смертью умервщлена? Разве не сегодня как раз, более чем когда-либо, наши сердца радуются словам Апостола Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?».

Никто не мог дать адекватный, удовлетворительный, исцеляющий и спасительный ответ устрашенному, смущенному и растерянному человеку, той чуткой и испуганной серне в потерянном рае, на горящий, как раскаленные угли, вопрос о смерти в роде человеческом, до Христа, воплотившегося, с нами пожившего и проповедавшего Свое Святое Евангелие между людьми, пострадавшего, распятого и воскресшего. Потому что Христос воскресением Своим избавил от смерти нас, тех, кто от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству, хотя и сотворены изначально мало чем отличными от ангелов, как чада Божии, которые со Христом имеют общность в крови и теле, как и поучал евреев в своем послании Апостол народа, святой Павел: „А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству“ (Евр. 2, 14-15). Вдохновленные Воскресением Христовым, им воссозданные и преображенные, ставшие новой тварью (2 Кор, 5, 17), христиане ругаются, смеются над смертью, нападают на нее; не только опытные дивные подвижники, но и слабый женский пол, и немощные дети, как это нам через всю историю Церкви показали миллионы верующих, которые засвидетельствовали, что теперь, после Христа, смерть привременна, а жизнь вечна, и говорили смело со Апостолом Павлом: „Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение“ (Фил., 1, 21).

После согрешения наших прародителей в райском саду наслаждения и после исполнения заповедей Божиих о том, что падший человеческий род в муках и поте будет трудиться, и рожать, и жить, диавол держал людей в рабстве между (ложным) наслаждением и несомненным и постоянным здесь, на земле, страданием которое было „увенчано“ и завершено гробом и смертью. Увы, какое, как будто, безысходное и страшное существование в этой печальной долине слез! Даже и ветхозаветные праведники, пророки и святители ужасались и смущались феноменом смерти, а ветхозаветный человек имел неясное и смутное представление о загробной жизни и бытии души; свидетельствуют об этом многочисленные евангельские диалоги смущенных представителей еврейского народа со Христом. Поэтому, когда Христос пришёл на землю, Ему необходимо было и следовало победить и телесное удовольствие, и страданье. На Горе Искушения, после полного сорокадневного поста, диавол, найдя Его изнемогшим, как некогда Иова на куче мусора, искушал Его, и парадоксально показал себя „теологом“ и „экспертом по цитатам“ и знатоком Писания, предлагая Ему наслаждения сластолюбием, властолюбием и честолюбием. О, как вопиюще страшно и адски ужасно сухое знание о Писании, о Боге, о Его Таинствах, без любви, без подвига, без смирения и без терпения, без Креста, как учил прп. Максим Исповедник, объяснявший нам, что такая теология, собственно говоря, демонская, как это видим в страшном событии на Горе Искушения.

Но Новый Адам побеждает, новый Человек побеждает, как когда-то временно победил ветхозаветный праведник Иов. Дивол безстыдно и дерзко нападал не только на Иова, но и Самому Богу говорил о Иове: „похулит от Тебя в лицо Тебе“, Иов смиренно призывал Имя Господне и трогательно и для нас поучительно говорил: „Наг я вышел из утробы матери своей, наг и возвращуся. Господь дал, Господь и взял; да будет Имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21). Потому снова в течение Великого поста, а особенно на последней великой и Страстной седмице, с особым вниманием Церковь читает и толкует книгу о Иове, многострадальном и многотерпеливом. Человек Иов, надеясь на Господа, победил на время, а Богочеловек Христос, победил вечно – как человек постился, как человек пострадал, как человек умер, как Богочеловек воскрес и нас совоскресил с Собою. Поэтому нас Господь и вводит в нее и передает нам ее – эту великую и страшную тайну Креста, на который восходит Он, чтобы, осветивши воздух и всю тварь, которой до той поры через смерть неприкосновенно владел князь мира сего, нас воссоздать и переродить, раздрав на Кресте обвязание грехов, чтобы подвигнуть и человека за собой в высь, обнять его, распростерши Свои пречистые руки на Кресте, как это и поет Церковь во время погребения Христова на утрене Великой Субботы: „Достойно есть величати Тя Жизнодавца, на Кресте руце простершаго, и сокрушшаго державу вражию!“ (вторая Статия Утрени Великой Субботы).

Сошедши Своей Божественной душой во ад, Христос руки, распростертые на Кресте, протянул к прародителям и ветхозаветным праведникам, которые ждали утешения Израилева, хотя им до Христа смерть была страшна, ужасна, как непроходимый и несказанно глубокий и непреодолимый океан. И тут наступает страдание и Крест, и на смиренные слова: „помяни мя, Господи…“, слышится удивительный ответ покаявшемуся разбойнику: „сегодня же ты будешь со Мною в Раю!“ (Лк. 23, 43). Поэтому Крест и Воскресение нерасторжимо связаны, и как символы, и как сила – от Страшного Великого Пятка и суда, который человек предпринял над Богом, и Славного тридневного Воскресения из мертвых, и все до сего дня, и до края света и века, и времен, которые медленно утекают в вечность.

Крест, некогда знамение постыднейшей и наисрамнейшей казни и смерти, по закону безмерной любви Божией к человеку стал оружием победы Богочеловека, а через Него и человека, над грехом, смертью и диаволом. Без Воскресения это было бы самое страшное, непотребное и безсмысленное страдание и издевательство над праведником, а Воскресение без Креста было бы сколь невозможной, столь и безсмысленной демонстрацией Божьего всемогущества над творением. Господь показал, вспомним это, как на Горе Искушения, так и на многих путях в течение Своего благовестия между евреями, и окончательно – до настоящего времени, что не будет так, что без крайней спасительной необходимости человеку камни стали хлебами. Бог не творит чуда ради чуда, Его чудеса творятся ради спасения и вечной жизни человека, которого „так возлюбил“, как это нам свидетельствует любимый ученик и Апостол Любви, Святой Иоанн Богослов – „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16-17).

Несомненно, Господь мог спасти человека, как хотел, потому что где Бог хочет, там изменяется естества чин, как Церковь Божия поёт на праздник Благовещения, но любовью Своею Спаситель вольно желал пострадать, чтобы человеку благовестить, что смерть – только сон, что Он Своей смертью сделал неспособным и умертвил нашего умертвителя. Крестом и Воскресением огорчился ад, разорилось горькое царство смерти, как и поёт Церковь Божия много раз в продолжение этого дня, и в дни, которые последуют, очень краткой песнью победы Жизни над смертью: „Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!“. Поэтому Воскресение Христово есть и чудо, и реальность, и Истина превыше всех истин, сердцевина и суть, к которой сводятся все исцеляющие евангельские истины, как нас учит святой Челийский старец Иустин, толкуя нам тайну Воскресения Христова. И эту всепобедную Истину засвидетельствовал не только Христос, воскреснув из мертвых, но и множество учеников Его, которые не только видели опустевший гроб и погребальные пелены там, где Он лежал, но и Его воскресшего и видели, и ощущали, и осязали по Воскресении, как и свидетельствовал в своем Первом соборном послании святой Иоанн Богослов: „О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши…“ (1 Ин. 1, 1).

И именно, святые Апостолы, опять-таки повторим слова преподобного Иустина Челийского, не только были ученики и свидетели, но и немилосердные критики этого очевидного факта Воскресения, потому что проверяли и сомневались не только сами за себя, но за людей всех времён, и за человеческую природу вообще. И потому, проверив и подтвердив, поверив и засвидетельствовав, смогли от мощного и сладкозвучного „Мир вам!“ сионской горнице, этот „мир“, который им был дан по Воскресении и по Пятидесятнице; неустрашимо пронести по всей Вселенной, донести его и утвердить его в сердцах верных до сего дня, и до нас, наименьших между братьями, собираемых и собранных в наших катакомбах, монастырях и храмах.

Поэтому, быть христианином сегодня, как и всегда, это не результат какого-то самовнушительного, пессимистично-романтического, по-западному печального „Велтшмерца“ – «мировой скорби», жалости и безпомощности перед трагедией этого мира и века, которую все более расширяют и проповедуют „подвижники зла“, все многочисленные и знаменитые, в то время как тайна зла и беззакония маскируемая самыми привлекательными масками, похоже, завораживает и одурачивает многих, воплощается и осущетвлается в сынах противления, покушаясь умалить, сделать маловажной и прикрыть наибольшую тайну благочестия, наибольшую тайну Божию, наибольшую тайну Церкви – тайну Креста и Воскресения.

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы“ (Еф. 5, 15-16), предостерегал апостол Павел Ефесян, и не только их, но и всех нас. Это время (наши дни, черного времени, гнилостного смрада, как сказал бы поэт Дис) умножения ложных пророков и учителей, к несчастью, и увы, даже и под позлащенными крестами и куполами, и архиерейскими митрами. Поэтому долг всякого христианина исповедовать и проповедовать и слово, и Дух подлинного Евангелия, а не ложное антиблаговестие беззакония, которое дерзко проповедуется даже и с амвонов, и духовно разрушенных алтарей. Это разрушительное антиевангелие, использует даже и евангельские слова (не забудем снова, как дерзко сатана с помощью демонской „теологии“ цитирует Священное Писание, искушая, пока ему попущено, и Самого Господа), всегда находит своих поклонников, как Апостолы и прорекли о ругателях, которые живут по собственным похотям (2 Петр. 3, 3), об отступниках от веры, которые слушают духов лжи и науки демонской. Особенно впечатляют слова Апостола Пала Тимофею о людях в последние времена: „Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 2-5). Да и Сам Господь не нам ли свидетельствует в Евангелии, что из-за умножения беззакония охладеет любовь многих, и со скорбью Своей человеческой природы, сочувствуя нам, людям последних времен, спрашивает: „Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле“(Лк. 18, 8), или только потерявшую вкус соль. Не являемся ли мы прямыми свидетелями того что зло, уже вошедшее в силу, спешит к апогею своей сатанинской гениальности и „совершенства“, а гениальные логики зла и апологеты греха убивают человека во имя человека, убивают Бога во имя человека, сотворяя „совершенного“ человека, трансгуманного человека, человекобога; и антихристова борьба усиливает свое крещендо зла в людях, отвергая, что Иисус есть Христос (1 Ин. 2, 22).

Поэтому будем хранить, дорогие братья и сестры, дети Наши духовные, тайну благочестья и тайну Церкви, отвергая всякую тайну беззакония, потому что только неотступная вера и непоколебимое терпение всегда и от века были христианским всеоружием Божиим. Удержим цельным и неизменным учение Церкви Божией, отвергая и предавая анафеме всякое новшество и изменение спасительного Благовестия Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Потому снова, отцовски вопия, призываем всех истинных сынов и клириков Церкви Православной, чтобы встали под исповедническое знамя, которое так храбро воздвиг и понес блаженный приснопамятный наш Старец и Епископ Артемий, оставшийся верным святосавскому завету своего Старца, Аввы Иустина: всё за Христа, Христа ни за что! Именно Челийский Ангел, наиревностнейшим и горячим образом, это знамя вознес над главой своего сербского рода и всего рода христианского, и как таковой от полноты Церкви был признан Отцом и Учителем Церкви, наиревностейшим и горячим, огненным заступником правоверия и решительным уничтожителем экуменической ереси.

Ни на миллиметр это небозвездное знамя не опустил святой памяти наш Старец, Владыка Артемий, остававшийся до последнего земного вздоха своего верным учеником своего учителя, верным пастырем своей Церкви, „благий и верный раб“, оставивший после себя расцветший исповеднический рассадник Рашско-Призренской епархии в изгнании, как прекраснейший орден Преподобного Иустина Челийского, которым, если Бог даст, здесь, на земле, будут награждены смиренные, и неложные, истинные Иустиновы ученики и наставники в борьбе за Церковь Божию и Истину Православную, сегодня так часто попираемую, фальсифицируемую и искажаемую. Пусть „Всё за Христа, Христа ни за что!“ и нам будет призывом и побуждением, и путеводной звездой, будем помнить, что только со Христом и возле Христа ожидает нас истинный венец победы и правды, где бы и в какой ситуации оккупации, предательства, страдания и неволи мы не находились.

Наши сугубые мысли и молитвы посвящены страдающей нашей братии и сестрам, малой братии Христовой, в Косово и Метохии, над которыми вот уже 25-й год совершается неправедный суд людской. На них призываем благословение Воскресшего Христа, да их осияет и укрепит, да подаст силы и сознание того, что, не смотря на неправедный суд, который над ними вершится, есть над всеми нами и праведный Суд Божий, а особенно над уродливым косовским судилищем, над местом поругания и предательства всякой людской правды вот уже четверть века.

Поздравляем, как и всегда, и не забываем всех правоверных братьев и сестер наших по всей Вселенной – в Греции, России, Украине, Словакии и Польше, и всех до далекой Америки и Австралии, которые узнали в нашей духовной борьбе и свой путь, и свою борьбу, встав под священное исповедническое знамя веры православной и в духовную ограду нашей исповеднической епархии, оградившись от ереси экуменизма и глобалистского дракона, среди многих народов на многих меридианах. Пусть и вас, дорогие собранные во Христе, сохранит и просветит свет Воскресшего Христа, который просвещает все и вся.

Всех вас, чада наши духовные, в единстве веры и единстве Святаго Духа собранных, поздравляем в пасхальной радости чудными словами, от которых трепещет весь ад и всякий противник Божий:

Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!
Ваши молитвенники пред Воскресшим Господом Христом:

+ Епископ Рашско-Призренской епархии в изгнании – КСЕНОФОНТ
+ Хорепископ Старорашский и Лозничский – НИКОЛАЙ
+ Хорепископ Новобрдский и Панонский – МАКСИМ
+ Хорепископ Хвостанский и Бараевский – НАУМ

 

Пасха Христова 2024 года,
монастырь Пресвятой Богородицы,
в честь иконы Ея „Троеручица“
в Мушветама