Почетна / Руска страна / Пасхальное Послание 2025 года

Пасхальное Послание 2025 года

К С Е Н О Ф О Н Т

милостию Божией православный епископ

Рашско-Призренской епархии

в изгнании

Всем духовным чадам, монашествующим, священству и верному народу

епархии Рашско-Призренской

В ИЗГНАНИИ

всерадостное пасхальное приветствие

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

 

Воскресения день, просветимся, людие.

Пасха, Господня Пасха:

от смерти бо к жизни, и от земли к небеси,

Христос Бог нас преведе, победную поющия.

(Ирмос первой песни канона Пасхи)

 

Сегодня день Воскресения, дорогие братья и сестры, чада Наши духовные, как это и поем с богодухновенным преподобным Иоанном Дамаскиным, который нам, и сам воодушевленный верою в Воскресшего Христа, оставил это богомудрое песнопение, которым всерадостно начинаем утреннее пасхальное празднование. Каждый из нас в глубине души своей ощущает, что слова этого чудного канона отгоняют от сердца всякую печаль, всякое страдание и всякое горе, потому что, действительно, веруем, что ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Небоземное событие Воскресения Христова представляется на Земли, этой долине печали и слёз, единственным, что истинно новое, обновляюще; это мудрейшее, наиважнейшее событие всех космосов и всех миров, которым побеждена смерть, потому что ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Сколько надежды и радости в этом событии и в этом приветствии дано человеку, уже с этих первых дней, когда воскресший Христос являлся своим Апостолам, Мироносицам и остальным ученикам, нежно к ним обращаясь: «Дети!», укрепляя их и утверждая, чтобы не боялись, давая им Свой Мир, истинный Мир, который только истинный Миротворец может даровать, не напрасно, любезно и формально, как дают люди, но как только Богочеловек, Который смерть победил и погубил, может дать.

Хотя Бог отчасти и в Ветхом Завете открывал и ветхозаветному человеку давал надежду, однако, справедливо Екклесиаст жалуется: „Не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: „смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас.“ (Еккл., 1:8-10).

И конечно же, человек окован грехом, раб тления, смерти и ада, чему новому мог он радоваться? Даже и премудрый Соломон не мог помочь человеку, отчаявшемуся и потерявшемуся в лабиринте смерти, найти смысл в радости, вечной и непреходящей надежде и существовании, потому что – хотя Пророки предвидели и видели, как в тени, сумраке и мгле, как в затемненном зеркале, что человек не осужден на конечную погибель, и что Бог отцов, Авраама, Исаака и Иакова всё же приготовляет надежду Израилю – вплоть до Воскресения Богочеловека, Сына Человеческого, эта надежда не имела своей полной формы и сути. И потому, опять Проповедник прибавляет: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!» (Еккл., 1:14).

И тогда пришло небывалое под солнцем, извержение космического размера: после страдания и заушения, после тернового венца и копия, после уксуса и поругания, после муки, которую человеку невозможно выразить и описать, после вопля распятого Сына Человеческого: «Елои, Елои, лама савахфани!» (Мк., 15:34) и после чудного обещания разбойнику: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк., 23:43), и разрывания храмовой катапетасмы, после сошествия во ад и прободения самого адского сердца деревянным крестным копием – осуществившего разорение ада, субботствование и Воскресение, никогда не бывавшее в истории рода человеческого от сотворения мира.

Адам радуется и Ева ликует, пророки радостно плещут руками, от века праведным разогнана мгла ожидания, и все кланяются Спасителю-Христу, восклицая с Павлом: «Где ти, смерте, жало; где ти, аде, победа?» (1 Кор., 15:55).

Поэтому Святая Церковь, как заботливая мать, всем нам, тем, кто зовется христианским именем и крестом непобедимым крестится, приказала, чтобы особенно трезвенно и осмотрительно постились во Святую Четыредесятницу, пост, которым приготовляемся к этому величественному празднику Воскресения Христова. Сам Господь нас во Своем Евангелии поучает, что, в этой величайшей и решительнейшей борьбе христианина, борьбе не против крови и плоти, но против начальств, и властей, и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф., 6:12), мы можем победить и духов тьмы изгнать – только постом и молитвой, не забывая, конечно, никогда, что такая благодать на пути спасения дается только тем, кто ищет и принимает сыновний дух смирения. Поэтому, и в течение этой и каждой, Святой Четыредесятницы, мы несчетно вопили великопостным воплем Святого Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему!».

Сам смиренный Спаситель тому нас поучал, научивши своих учеников, да «…кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк., 10:43-44). И Он Сам, служив и послужив, всю свою жизнь с нами на Земле провел как слуга, не как тот, кому служат, но кто сам служит, до самого края здесь, на Земле, опоясавшись полотенцем и ученикам омывши ноги, вознесшись смиренно на Древо Креста и еще смиреннее сошед во ад, чтобы уничтожить древнего врага: грех, смерть и диавола.

Потому в своей дивной и целебной книге «Лествица», которая своими поучениями возводит от Земли к Небу, преподобный отец Иоанн Лествичник, объясняя нам воскрешающую силу святого смирения, поучает, как монахов, так и всех христиан: «Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать…» (Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве, стих 37). Человек не был в состоянии представить себе и найти большей любви и большего смирения, чем в личности Самого Богочеловека. О, какое смирение, что неприступный, трансцендентный Бог, Коего ветхозаветный человек мог только в спину видеть (трепеща от страха перед огнем, землетрясением и вихрем), стал нам доступен и подвержен всем слабостям человеческого тела; о, какая совершенная двоица Любви и смирения, что Он не только пришёл к нам, чтобы до нас донести Свое Святое Евангелие о Любви, но и поднялся на Крест, обнимая нас, чтобы Своею кровью разорвать долговую расписку, которая нас держала, как рабов смерти.

Итак, Святая Церковь учит нас, да святой пост проведем в любви, в радости и смирении, терпяще с благодарностью всякую тяготу сей жизни, говоряще с Иовом: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника” (Иов.7:1)? Не станем говорить, как ветхозаветный человек: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?», чтобы и мы не получили ответ от Господа: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узлы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис., 58:3-7). Внимательно, значит, надо смотреть, как постимся, как подвизаемся, как приуготовляемся, как живем, не как немудрые, но как мудрые, и как незлобивые, чтобы и непостижимую для ума тайну могли прославить, и выразить, и засвидетельствовать и своей жизнью, и своими словами.

Если под крестом мы были принуждены и изобличены своей совестью, да замолкнем, да возрыдаем, и да восплачем; сердце каждого из нас побуждает нас, да радостно прославим всесвященную и всерадостную Тайну Воскресения, говоря и свидетельствуя одни другим во псалмах и пении, и песнях духовных, воспевающе и поюще Господу (Еф., 5:19). Поэтому, радуясь, Церковь поет: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

К сожалению, и сегодня, через две тысячи лет после сего чудного события, и доселе существуют те, которые не только во Христа и в Воскресение Его, сомневаясь, не веруют, но и, подстрекаемые врагом спасения человеческого, открыто восстают и на Бога, и на Христа Его, на Церковь Христову и на народ, Христом избранный и искупленный. Отсюда вражда, соблазны, отсюда войны и несчастья, отсюда неправда и притеснения, которые, возбуждаемые и разжигаемые духами злобы поднебесной, наполняют всю историю рода человеческого, до самых наибольших войн и страданий двадцатого века: Первой и Второй мировых войн, небывалых до того и таких в истории человечества.

Понятно, что Господь Христос не был сладкоречивым и учтивым, надменным и лицемерным еврейским учителем, с изысканными манерами и речью, но Он и Сам сильно восставал на фарисейское лицемерное зло и неправду. Поэтому Ироду и передавал: «пойдите, скажите этой лисице» (Лк., 13:32), торговцев бичом изгнал из храма, «и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин., 2:15) откровенно называя лицемерами, Он благ был ко грешникам и кающимся, лицемерие, ложь и насилие строго осуждал.

Такие же неустрашимые были и Его Апостолы, облеченные в силу свыше, миллионы и миллионы неустрашимых святых мучеников, пострадавших за Имя Христово, и все остальные святые угодники, которые, воодушевленные верой во Христа, распятого и воскресшего, знали только один девиз: «Всё за Христа, Христа ни за что!».

Святой Иоанн Златоуст кратко и ясно в одной из своих бесед о необходимости христианской неустрашимости перед неправдой и о защите немощных говорит: «Царица желает, чтобы я походил на мёртвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на всё смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать нераскаянных. Ведь я знаю, что если я не буду обличать беззакония и наказывать беззаконнующих, то подвергнусь наказанию, и потому боюсь, как бы ко мне не были приложены слова пророка Осии: „Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости“ (Ос.6:9). Ибо божественный Апостол повелевает пред всеми изобличать согрешающего, дабы и другие имели страх. И тот же Апостол учит, говоря: „Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели“ (1 Тим., 5:20); „проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай…“ (2 Тим. 4:2)».

Действительно, должен и ныне, и всегда, Епископ Церкви Божией недремлющим оком смотреть и внимать, чтобы хранить и надзирать; он – око Церкви, смотритель и надзиратель стада своего, да охраняет и да бдит, чтобы словесные овцы слышали утешительный глас его, и чтобы хищные волки, разоблачаемые гласом христианской веры и совести, боялись и убегали от словесного стада.

Не бывает Церковь Божия и истинные пастыри глухи и немы на неправду и несправедливость, на муку и страдания своего народа, которые приходят, как говорил Негош, или от вражьего помёта, которого много, как на горе листьев, или от домашнего зла, отпавшего от Истины и Правды Христовой, отпавшего от веры в Воскресение Его, которое ещё опаснее, коварнее и подлее. В отличие от Христа, Который более всего обличал теплохладность и лицемерие, ласково и нежно обнимая грешников, одновременно безжалостно укоряя и осуждая,острые языком и теплохладные в вере, лицемеры и фарисеи; действительно, сегодня (а может, и давно), как трогательно сформулировал великий русский писатель Николай Гоголь: «Диавол сегодня – учтивый господин в жакете, олицетворение посредственности, а не богохульного жара!».

Поэтому нам неминуемо и сегодня, в это время очевидных и великих турбуленций, как в международном плане, так и в самом нашем народе и Отчизне Сербии, надо помнить и осознавать, что всякое требование правды в народе и обществе не может и не смеет быть вопреки, без и вне Христа, как и без личного и внутреннего пересоздания, борьбы и преображения человечески-геройского, как нас поучал выдающийся человек из сербского народа Марко Мильянов. Без Христа всякий такой шаг будет не только бесплодным и бессмысленным, но и опасным, и всенародно пагубным, уводя нас, как нас не так давно послевоенная эпоха уверила, в еще большую неправду и погибель.

Вне христианского и охристовленного духовного фундамента, только продолжится наше всенародное скитанье в поисках лучшего завтра по разным идеологическим свалкам европейским. Духовное помрачение и вырождение всего народа может породить только конкретное и глубокое идеологическое заблуждение, политическую и политиканскую дезориентированность и слепоту нашего исторического движения, которое, на самом деле, должно являться христианским и охристовленным историческим восхождением.

Если не станем при каждой нужде просить Христа Избавителя, при всякой смерти Христа Воскресителя, при всяком грехе Христа Искупителя, при всякой безвыходности Христа Руководителя, то, сколько бы мы не старались идти вперед, останемся в наихудшей иллюзии возвращения назад, к некой новой коммунистическо-социалистической утопической уравниловке, которую нам уже, вовсю размахнувшись и обнародовав, предлагает цифровой комиссарский Новый мировой порядок, принуждая свински: «Все… равны, но некоторые более равны, чем другие!» (Джордж Оруэлл, «Скотный двор»).

С такими мыслями и с такими подвигами будем трудиться, братья и сестры, возлюбленные чада духовные, да восстановим и себя, и (не)покоренный наш народ, и оккупированные наши земли, и нашу духовно порабощенную Святосаввскую Церковь, которые всхлипывают под неоколониальным и оккупационным, секулярным и духовным управлением современных духовных и светских главарей и управляющих.

Свидетелями нам Господь и наша совесть, что эти слова наши – не праздный вздор и слагание слов на бумаге, но истинная молитва наша, ваших отцов и пастырей, очей Церкви, самой маленькой, но, всё же, горячей совести, которая нас святосаввски толкает на желание быть в аду, только чтобы Сербы повернулись к Богу, по слову Апостола Павла, которое применяем к нашему сербскому роду и ко всем православным страдающим Христианам по всей Вселенной: «Братия, желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение!» (Рим., 10:1).

Молим Воскресшего Христа за весь наш народ в распятом Косове и Метохии, чтобы его Господь сохранил в тяжелых притеснениях и условиях невиданной неправды, в которых он остается и существует малыми силами вот уже 26 лет. Особенно трагическая и тяжелая ситуация на севере святого Косова, где разнузданные и вооруженные силы нелегального и нелегитимного и сепаратисткого государства Косова, подобно болетинским предкам, свою злобу изливают на свободомыслящий народ севера Косова и свободомыслящего Ибарского Колашина, переданного в албанские руки многолетним предательством правящего Белграда. Об этом предательстве неустрашимо предупреждал наш Старец и предшественник на этом священном Рашско-Призренском престоле, на котором и Мы ныне, в изгнании, епископствуем, Владыка Артемий, в результате чего, ему от не-братии и лжебратии приготовлен был «шелковый шнур», после уже давно предуведомленного «ломанья позвоночника». Как и он тогда, так и Мы сегодня, и до самого конца, пока Мы здесь, не можем перестать воздвигать свой глас и обличать это позорное предательство Косова, которое и далее разыгрывается пред нашими очами.

Призываем вас всех, братья и сестры, живущих на севере и юге от Ибарской воды, во святом Косове и Метохии, держитесь, выдерживайте и не уступайте, потому что всякая сила со временем пройдет, так и эта – от вражеского выводка и от домашнего зла. Пусть молитвы и радостотворная печаль всех святых Сербских, от Святого Саввы и всех до нашего блаженного Старца Артемия, Рашско-Призренского Ангела, будут со всеми вами. Пусть пасхальное приветствие раздается у вас, укрепляя вас, не только в это пасхальное утро, во время утрени, но и во все дни ваши. Приветствуем вас чудным пасхальным приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всех наших возлюбленных о Христе чад духовных, по всем сербским землям, побуждая их к хранению веры православной и сербского (Х)Риста, радостно во Христе приветствуем: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всем тем, кто нашёл духовное прибежище под благословенным знаменем и священным омофором Нашей смиренности, от всех народов и племен, от далекой Америки, единокровных России и Украины, до юга земного шара и австралийского континента, желаем всяких совершенных даров и благодати Духа Святого с приветствием, которое побеждает смерть: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всем Вам, радостно собравшимся в наших монастырях и катакомбах, в единстве веры и в общении Духа Святаго, милости, мира, здравия и спасения о Воскресшем Христе желаем с приветствием, от которого трепещет ад и радуется Земля:

Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!
Ваши молитвенники пред Воскресшим Господом Христом:

+ Епископ Рашско-Призренской епархии в изгнании – КСЕНОФОНТ
+ Хорепископ Старорашский и Лозничский – НИКОЛАЙ
+ Хорепископ Новобрдский и Панонский – МАКСИМ
+ Хорепископ Хвостанский и Бараевский – НАУМ

 

Пасха Христова 2025 года,
монастырь Пресвятой Богородицы,
в честь иконы Ея „Троеручица“
в Мушветама