КСЕНОФОНТ
милостию Божией православный епископ
Рашско-Призренской епархии
В ИЗГНАНИИ
Всему священству, монашествующим и всем правоверным
сынам и дочерям Сербской Православной Церкви
всерадостное христианское приветствие
МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИСЯ!
Господу Иисусу рождшуся от святыя, Девы,
присветишася всяческая: пастырем бо свиряющым,
и волхвом покланяющымся, ангелом воспевающым,
Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися,
Спас душ наших.
(Анатолиева стихира на вечерне Рождества Христова)
Вдивный и радостный праздник Рождения в теле Богомладенца Христа, дорогие братья и сестры, чада наши духовные, это так чудесно и радостно, потому что, как слышим и как поет Святая Церковь в этой стихире – «просветишася всяческая» светлостью дивной, светлостью неописуемой, светлостью несказанной, так как и свет, и светлость этой ночи и этого дня, в который Ангелы с небес удивленным и устрашенным пастухам, которые бдели в поле, явили «великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12).И поспешили простые пастухи, состязаясь друг с другом, с восточными мудрецами, чтобы исполнилась заповедь и небесное откровение, чтобы поклониться смиренному Творцу, Который воплотился в убогом младенце, повитом пеленами и положенном в яслях в холодной Вифлеемской пещере, потому что не нашлось для Царя царей и Господа господ другого места и обители. Смиренный со смиренными, Терпеливый с терпеливыми, Трудолюбивый Творец с трудолюбивыми и ревностными, с Матерью Своей и смиренным старцем Иосифом, с Ангелами, пастухами и восточными мудрецами.
С самого смиренного появления Своего между людьми в Вифлееме иудейском, по слову святого Владыки Николая Жичского, Господь явился, и самыми первыми Его приняли самые простые и наимудрейшие этого мира: неграмотные пастухи и наимудрейшие ученые – мудрецы и звездочеты с востока. Потом, добавляет святой Владыка Николай: «И до сих пор кланяются Господу Иисусу, Богу и Спасу, наипростейшие и наимудрейшие этого мира. Поврежденная простота и полуученая мудрость всегда были врагами Христова Божества и Его Евангелия» (из Пролога Владыки Николая за 25 декабря).
Глядя душевными очами с болью в себе и вокруг себя, видим и понимаем, что и сегодня – в то время, когда «сыны века сего искуснее сынов света, в своем роде», во времена, по слову отца Иустина Челийского, атомной технологии и этики джунглей; все так же, празднуют триумф и господствуют полуученая мудрость и поврежденная простота, а Христа Богомладенца с распростертыми объятиями сердечно и сегодня принимают в свои сердца простейшие и мудрейшие. Ибо, по слову Апостола Павла, в премудрости Божией мир своею мудростью не познал Бога (1 Кор. 1-21), и мы в эту светлую и святую ночь воскликнем с ним: «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 25-27).
Ибо избранные званые на Трапезу Господню не были достойны, а мы – презираемые и нищие, и калеки, и изувеченные, и слепые, приводимся в зал и садимся за трапезу, надеясь, что души и сердца свои облачили в наисветлейшие и тончайшие ткани, и расшитые духовные одежды; да призванные и позванные, удостоенные и подготовленные, не окажемся в бракованной и рваной духовной одежде, изгнанными вон, где книжник и мудрец, и князь, и совопросник века сего.
Пойдем потому и мы, братья и сестры, присоединяясь к Ангелам, с пастухами и мудрецами на этот чудный праздник, принося не только песнь «Слава в вышних Богу!» Ему, но и дары дадим, духовно приклонимся перед вертепом и яслями, принося вместо злата – веру, надежду и любовь очищенного и терпеливого сердца; вместо ладана – чистую и благодарную молитву; вместо смирны – труды и благодатные дары Духа, вдохновенно взывая с Давидом: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми; Чашу спасения прииму и Имя Господне призову» (Пс. 115, 3-4).
Но нелегко остаться учеником, сохранять сердце, как дом молитвы, а Вифлеемскую пещеру домом Небесного Хлеба, особенно в эти дни триумфа полуученой мудрости и поврежденной простоты, когда жизнь ближнего и каждого ребенка стоит меньше собаки богатого хозяина и породистой кошки, как нам показывают кровавые столкновения в Палестине и на Украине. Но что говорить? Вспомним одержимое бомбардирование нашей земли и народа 1999 года и белградской столицы, которая в двадцатом веке пять раз претерпевала страшные и разрушительные бомбардировки, тогда мы хотя бы поймем, что для князя и мудреца, и книжника, и совопросника века сего мало стоит жизнь людей, и меньше всего жизнь христиан православных; в перевернутом мире идет декламаторский звон и формальный крик в защиту различных прав, особенно трансгуманистических правах и правах животных; а в разрушенных семьях, в которых любовь к ребенку – излишество, рождение которого годами обдумывают, а материнское отношение к животному как к ребенку, является правилом.
Поэтому никогда не забудем заповедь Господню, какие бы не были внешние обстоятельства нашей жизни, Господь говорит и заповедует всякому: «Пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы!» (Мф. 9, 13). Он, Который смирился до яслей и пелен, и не требовал, чтоб Ему служили, но Сам служил до крестной смерти на Кресте. Он, Который родился во время римской переписи населения, не пришёл организовывать перепись и выбор, не пришёл сменять царей, королей и режимы. Не заботился, чтобы нам предложить и спасительно обеспечить рай на земле. Потому что Он Сам не заботился об этом, хотя так и учили еретики-хилиасты, как, впрочем, ожидали и евреи того времени, ждавшие Мессию, и не познавшие Его, и наконец, на свое осуждение и проклятие, презревшие и отвергшие Его, чтобы установить свое господство и царство на Земле.
Но, как Сам Он засвидетельствовал, Царство Его не от мира сего, и Он заботился, чтобы нам его предложить, чтобы мы обрели его внутри нас. Эта мысль должна владеть нами, когда нам разные спасители и устроители мира сего обещают рай на земле, который, в основном, завершается земными войнами и кровавыми и зверскими столкновениями народа с народом и царства с царством. Да не забудем мы о том, что просим ежедневно: и на Земле, как на Небе…
Охранимся потому, братья и сестры, от разных ложных мессий и учителей, которые новаторски поучают противно святой вере православной – с епископских кафедр и алтарей или, антинародно и антисвятосавски с партиных митингов, государственно-управленческих мест и малых экранов, предлагая нам рай на земле. Но никогда нам не дождаться от них перемен и улучшений.
Видно, и с каждым годом все более, как святосавская Сербия и остальные сербские земли все больше превращаются в глобалистический «плавильный котел» всякой бурды. Особенно это горько ощущать перед этим благим днем Рождества. Пока святосавская Сербия все еще держит пост перед Рождеством Христовым, ожидая великого и радостного праздника во смирении, посте и молитве, глобалистская Сербия еще с начала декабря украшается иллюминацией и блеском, дома «православных» сербов украшаются германскими рождественскими елками; и вся Сербия готова, в единой нездоровой эйфории, весь декабрь по григорианскому гражданскому календарю праздновать и ожидать, в наркотизированной эйфории западной музыки, колокольчиков, деда Мороза и блестящей елки – конец гражданского года, чтобы принести все это на алтарь глобалистического зверя Нового мирового порядка.
Не приемлемы такие душепагубные новшества, невыносимо и некрасиво в своих домах сербам иметь несвойственные и непотребные германские рождественские елки. Для нашего этноса и преданья приемлемы только хранимые нашим вековым освящением и церковным календарем, праздники, по нему прославляемые – сербский Сочельник и Крестная Слава. Помолимся Богомладенцу Христу, чтобы и те православные христиане, которые в своих церквах и домах приняли новаторский новый календарь, возвратились к на века освещенному и от отцов нам оставленному календарю; ведь самовольно, без какой-либо реальной пастырской нужды, некоторые из Церкви приняли новый календарь в употребление, назвав его ложно новоюлианским календарем.
Свидетельствуем, как из этого недогматического и, с виду, церковно-периферийного нарушения развился целый ряд неправильностей и отступлений, которые в течение прошедшего века разрослись в стоглавую экуменически-глобалистскую всееретическую змею, от Отца отвергнутую и проклятую. Стоя твердо в том, чему научены, отвергая всякое церковное новшество и отклонение, помолимся Царю Мира, да Церкви Своей Мир Свой дарует и возвратит столь желаемое торжество православия от края до края Вселенной.
Смиренно полагаем, что в этой борьбе за мир и торжество Церкви Христовой высоко поставил знамя Православия, которое поднял и все время до своей блаженной кончины твердо держал, наш Отец и предшественник на кафедре епископа Рашско-Призренского, приснопоминаемый Епископ Артемий; и призываем всех благоверных сынов и клириков Церкви Православной, особенно нашей – сербской и святосавской, чтобы единодушно встали под это исповедническое знамя, борясь сердцем и душой за единство веры и союз во Святом Духе, свидетельствуя о том и показывая нашей евангельской стойкостью двуединство заповеди о Любви к Богу и ближнему.
С особенной тяжестью и болью в сердце вспоминаем и молитвенно поздравляем всех наших страдающих братьев и сестер в Косово и Метохии; с болью понимаем их тяжелое исповедническое положение, не только южнее Ибра, но и на севере Косова, особенно от болезненных событий в «маленькой Баньской окраине Косова». Всех вас отеческий поздравляю и благословляю с пожеланиями и надеждой, что вы не покоритесь и выдержите всю силу князя мира сего, которая на нас и на вас всех обрушилась; призываю и небесное благословение, и молитвы нашего оклеветанного иерарха, Владыки Артемия, который, наверняка, вместе со святым Саввой, преклоняет колена пред престолом Господним и молит Господа о всенародном покаянии о освобождении.
Поздравляем и благословляем и всех верных сынов и дочерей православных повсюду – в сербских землях и в диаспоре, да не покорятся и да будут бороться, сохраняя в сердцах своих Царство Небесное, чтобы чистым сердцем, в терпении, принести плоды на тридцать, шестьдесят и на сто, оберегаясь и оберегая Церковь Православную и Святосавскую.
Поздравляем и всех верных в России и на Украине, которые встали под исповедническое знамя нашего блаженнопочившего Старца и под Наш омофор, храня неоскверненный завет веры православной. На всех них призываем Божие благословение, молясь о скором мире в малоросско-украинской земле.
Всех вас, верных чад и клириков православных, поздравляем с наступающим праздником Рождества Христова, и желаем вам, чтобы вас Богомладенец Христос, Солнце Правды, Которое нам воссияло с Востока, озарил всем светом Своего Божественного благословения.
Заодно всех вас от сердца поздравляем и с наступающим 2024 годом, с Нашей скромностью и смирением, и особенно – с наиусерднейшими и теплыми молитвами.
МИР БОЖИЙ! – ХРИСТОС РОДИСЯ!
Рождество Христово, 2023 год
Ваши молитвенники пред Вифлеемским Богомладенцем:
+ Епископ Ксенофонт, Предстоятель Рашско-Призренской епархии в изгнании
+ Хорепископ Николай, Старорашский и Лозничский
+ Хорепископ Максим, Новобрдский и Панонский
+ Хорепископ Наум, Хвостанский и Бараевский