В Неделю жен-мироносиц (9/22 апреля), в монастыре преподобного Иустина Челийского в Бараево (Сербия – недалеко от Белграда), с благословением Его Преосвященства Епископа рашско-призренского в изгнании Артемия, состоялся Всеправославный церковно-народный Синаксис. В Синаксисе приняли участие около 700 ревнителей за чистоту Веры (архиереев, священников, монахов и мирян) из Сербии, Греции, России, Румынии и Швейцарии, а особенно монахи Афона – которые, согласно правилу 15 Двукратного Константинопольского Собора, прервали литургическое и административное общение с епископами, священниками и мирянами экуменистами.
Синаксис начался с Святой Архиерейской Литургии, которую возглавил Его Преосвященство Хорепископ Новобрдский и Паннонский Максим. Владыке Максиму на Литургии сослуживали Его Преосвященство Хорепископ Хвостанский и Бараевский Наум и девять священнослужителей Епархии. С благословением Его Преосвященства Епископа рашско-призренского в изгнании Артемия, Хорепископ Максим рукоположил в сан иерея диакона Виктора (Павлова) из города Воронежа (Россия), а монаха Дионисия (Морачанина), собрата упомянутой монашеской обители, в сан иеродиакона. У отца Виктора будет священническая служба в Воронеже.
После Священной Литургии и подходящей закуски, у входа монастыря состоялся лекция под названием “Собор на Крите – Святой и Великий или еретический и волчий?“. Лекция началась с молитвы, т.е. с пения тропаря Воскресения “Христос Воскресе“ на церковнославянском, греческом и румынском языках.
В ходе лекции выступили: Преосвященные Хорепископы Максим и Наум, протоиерей Киприан-Иоанн Стайку из Румынии, монах-афонит Савва Лавриот, брат Георгий Вламакис (председатель Сообщества православных критян) и Константинос Стефос из Швейцарии (представитель Сообщества православных греков Швейцарии).
Приветственное слово произнес Его Преосвященство Хорепископ Новобрдский и Паннонский Максим, который в ходе лекции отвечал и на некоторые вопросы. В коротком выступлении, владыка Максим, в первую очередь, передал благословение Епископа Артемия, а потом выразил счастье из-за визита братьев из Греции, Румынии, России и Афона. В своем выступлении поблагодарил православных братьев за то, что они приехали чтобы, согласно словам Апостола Павла – утешиться верою общею, вашею и нашею (Рим. 1,12). Потом владыка огласил имена остальных выступающих на лекции.
Брат Георгий Вламакис говорил об участии Сообщества, которое он возглавляет, в борьбе против экуменизма, через проведение конференций-синаксисов и материальную поддержку преследуемым священникам и монахам.
Брат Константинос Стефос (грек живущий в Швейцарии) прочитал письмо православных греков Швейцарии Преосвященному Митрополиту Швейцарии Иеремии (Константинопольский Патриархат). В письме отмечается, что Вселенский Патриарх является еретиком, превзошедшим всех еретиков в истории Церкви, причем Митрополит побуждается к прерыванию общения с Патриархом-еретиком. Верующие до сих пор не получили ответов на заданные Митрополиту в письме вопросы.
Протоиерей Киприан-Иоанн Стайку из Румынии говорил о нынешней обстановке в Румынии. Рассказывал о том, что в Румынии существуют три течения:
- Те, кто говорят что больше нет благодати в Румынской Православной Церкви.
- Те, кто вернулись к поминовению еретиков-экуменистов (через сослужение Преосвященному Епископу Лонгину в Банченах) и которые побуждают верующих к общению с экуменистами. Они проповедуют любовь без догматических ограничений, т.е. нео-экуменизм неотеческой теологией Михаила Сильвия Кирилле (под эгидой проф. Теодора Зисиса), согласно которой икономия становилась законом, а акривия преступлением. При этом, они себя провозгласили “умеренными“ и “уравновешенными“, а всех остальных, придерживающихся Святых Отцов в исповедании веры, называют “фанатиками“ и “экстремистами“, даже и пресвитерианскими еретиками.
- Те, кто тщательно изучают работы Святых Отцов, и только на основе этого, ведут борьбу с ересью, не опираясь на свое собственное мнение. Ограждаются от ереси и исповедуют веру Церкви, опираясь на деятельность Господа и Его волю в отношении соборного осуждения всеереси экуменизма. В этой группе числятся десятки монахов и священников и тысячи мирян. К этой группе принадлежит и отец Киприан.
Особое внимание и одобрение вызвало поучительное слово отца Саввы Лавриота, касающееся волчьего Собора на Крите и богоугодной борьбы христиан за чистоту Веры православной.
Выступление отца Саввы Лавриота было резюме его более обширного текста, который вскоре будет полностью опубликован на сербском и румынском языках. Главные выводы отца Саввы были:
- Мы должны объединиться в борьбе против всеереси экуменизма, ибо эта всеересь наш общий враг;
- Мы должны прекратить все лжи и клеветы экуменистов в адрес тех, кто согласно святоотеческому Преданию борются против ереси и прекратить тишину противоположную здравому смыслу (существующую до сих пор у монахов Афона);
- Существует только одна категория мнимых православных хуже экуменистов – те, кто возвращают народ (который оградился от экуменизма) назад в лоно экуменистов.
Владыка Максим потом поблагодарил Богу за проведенный Синаксис и напомнил, что мы из Епархии в изгнании, в двух последних Соборах нашей Епархии в Лознице (в Посланиях), приглашали всех православных создать один фронт. “Я очень рад тому, что это сегодня и происходит“ – подчеркнул Владика, произнося слова благодарности Богу.
Все выступающие вызвали большое внимание слушателей и их выступления часто прерывались аплодисментами как символами одобрения. После выступлений, существовала возможность задавать вопросы.
Последнее слово в Синаксисе принадлежало Его Преосвященству Хорепископу Хвостанскому и Бараевскому Науму. Владыка Наум этот священный Синаксис воспринял как плод молитв Святого Иустина Челийского и назвал Синаксис подготовительным Собором великого Вселенского Собора, который скрепит печатью совокупную борьбу православных за чистоту Веры. “У этой печати будет стоимость и на на небесах и на земле, согласно словам Самого Господа: ‘Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.’ (Мф. 18,18). Такую власть и честь дал нам Господь.“ – подчеркнул владыка Наум.
В качестве главного вывода Синаксиса в Бараево, владыка Наум выдвинул три пункта: 1) осуждение волчьего Критского Собора, 2) осуждение экуменизма как всеереси, и 3) исповедание Православной Церкви как Одной, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, вне которой нет спасения.
Модератором и переводчиком Синаксиса был брат Марко Пейкович из Белграда.
Лекция закончилась молитвой, т.е. пением ирмоса Воскресения “Ангел вопияше“. Потом последовала трапеза любви для всех присутствующих. Так закончился этот благодатный Всеправославный Синаксис в монастыре преподобного Иустина Челийского в Бараево.
В конце повторим слова Владыки Наума из его последнего слова:
Пусть Бог даст, благодаря молитвам Преподобного Иустина Челийского, больше таких Всеправославных Синаксисов в будущем, как в Сербии так и по всему миру – с целью подготовки великого Вселенского Собора, который окончательно осудит всеересь экуменизма и волчий Критский Собор. Аминь. Дай Бог.
(перевел на русский язык Марко Пейкович)