А Р Т Е М И Й,
милостию Божией православный епископ
Рашко-Призренской епархии
В ИЗГНАНИИ
Всему священству, монашествующим и всем правоверным
чадам и клирикам Сербской Православной Церкви
всерадостное христианское приветствие
МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИСЯ!
„Христос раждается – славите,
Христос с Небес – срящите.
Христос на земли – возноситеся…“
(Ирмос первой песни Канона Рождества Христова)
Этими словами, братья и сестры, Святая Церковь призывает верных чад Своих и всех людей доброй воли к духовному празднованию и радости, потому что ныне «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам», Имя Коему Еммануил – что значит: с нами Бог. Призывает нас Святая Мать наша, да поклонимся Богу, Который рождается в подобии человека, становится во всем подобен нам, кроме греха.
Возвысимся потому над всем гнилым преходящим, и чистым умом и сердцем воспоем с Ангелами и пастырями, потому что к нам в эту ночь пришел посетить нас Самый дорогой Гость, Который когда-либо приходил на землю. Пришел Спаситель, чтобы спасти людей от греха, смерти и диавола. Пришел Законодатель, чтобы объявить миру совершенный закон Божий, закон духа, Истины и любви. Пришел Великий Архиерей, Который спустился с небес, чтобы принести Себя в жертву для спасения мира. Пришел Царь, чтобы овладеть душами человеческими и вывести из ада в Рай тех, кто верует в Него, как в Царя и Бога. Пришел Миротворец, чтобы примирить Небо и землю, чтобы принести людям Евангелие мира и благоволение.
Великое и преславное чудо совершилось сегодня в Вифлеемской пещере. Дева рождает и по рождестве Девой остается. Единородный Сын и Слово Божие становится плотью и от Отца не отделяется. Бог, Коего не могут вместить небеса, в маленькие ясли полагается. Тому, к Кому Серафимы не могут приблизиться, мудрецы поклоняются и дары приносят. Ангелы с пастырями славословят, и мы с ними поем песнь новую: «Слава в вышних Богу и на земли мир».
Вся тварь сегодня, дорогие чада духовные, празднует Рождество Христово, потому что с этого светлого дня мир больше не является и не может быть тем, чем он был – темницей людской. Человек больше не во тьме и сени смертной, не далек и не чужд Богу. Солнце Правды – Христос Бог наш, Своей Божественной светлостью просвещает всех и все, просвещает всякого человека, грядущего в мир (см. Ин.1:9) и как «едино новое под солнцем» приносит миру свет богопознания. Бог становится Человеком, входит в земную жизн, спасает человека и вечно обновляет все, что существует.
Пришел к нам Спаситель во времена, когда был более всего нужен миру, и когда людям никто не мог помочь, кроме Него. Это было время всеобщей скорби, отчаяния и мрака в душах людских. Тогда человек менее всего был человеком. Тогда он более был нечеловеком, бесочеловеком. Кроткий Господь пришел в то время, когда грех до такой степени охватил ожесточившееся человечество, что люди жертвовали идолам своих детей, покланялись камню, Солнцу, Луне и римскому кесарю как Богу.
Местом Своего рождения Он избрал не царский дворец, а убогую Вифлеемскую пещеру и овечьи ясли. Его пришествие на землю было тихим, как выпадение утренней росы на траву. Он пришел как смиренный Новорожденный, Который не имел, где главу приклонить (Мф. 8:20). В мать Он избрал не царицу, но неизвестную и смиренную Деву Марию. В самом деле, что есть скуднее Вифлеемских яслей, скромнее пелен, неприхотливее общества животных, беднее пещеры? И сама пещера человеческого тела, беднейшая, чем Вифлеемская. Самими образом, местом и средой Своего рождения Господь начинает Свою проповедь, проповедует Евангелие послушания, смирения и любви Божией. Этим спасительным добродетелям Он нас учит и позже словом и делом – умыванием ног ученикам, и схождением до Креста и погребения.
Научимся же от Богомладенца Христа, дорогие чада духовные, послушанию, смирению и любви, чтобы с Ним царствовать. Научимся самим рождением Христовым, что Он приходит смиренно и неслышно для людей в пещеру души, которая имеет послушание Богоматери, чистоту Ангела, простоту пастырей Вифлеемских, небесную мудрость, которую ведет звезда веры. Исполним Евангелие Христово, чтобы с Богоматерью, Ангелами и всеми святыми вечно праздновать. Принесем и мы дары Господу: веру правую, надежду и любовь; как некогда мудрецы: золото, ладан и смирну. Возблагодарим Бога, Который нас ради смирился до пелен и Креста, так чтоб и нам дать телеса свои в жертву живую, святую, угодную Богу, как свое духовное богослужение (Рим. 12:1). Не дадим воли телу и помыслам (Еф. 2:3), ходя по духу, избегая похоти плотской (Гал. 5:16). Если мы Христовы, мы распинаем тело со страстями и желаниями (Гал. 5:24), как себя умертвляли все святые.
Всего этого Бог ожидает от нас. Все это нужно не Ему, а нам. Потому что нашими трудами и добрыми делами, нашим крестоношением мы делаем себя способными и восприимчивыми к Его небесным дарам, показуем любовь к Богу. Поэтому, как сыны Божии по благодати, возлюбим Бога, а не мир и не то, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2:15-16), т.е. сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
Христос Своим рождением принес мир Божий на землю. Этот мир Божий – есть внутренний мир, мир, который сходит в душу, чтобы сделать ее святой и приготовить для Царства Небесного. Это мир, о котором позже Господь скажет Своим ученикам в прощальной беседе: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не даю вам так, как мир дает… (Ин. 14:27). Никто не может иметь этот мир не имея Христа, никто не может иметь благоволения не имея Христа. И мир, и благоволение даются только тому, кто истинно прославляет Бога. Господь Иисус и пришел на землю, чтобы вся земля восхвалила славу в Вышних Богу, чтобы таким образом установить мир на земле и благоволение между людьми. Вследствие этого Ангелы при рождении Христовом пели новую песнь, программный гимн спасения: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Безпокойство на землю приходит именно из-за непрославления Истинного Бога, прославления ложных богов и ереси. От этого происходит зложелательство между людьми, которое землю превратило в малый ад.
Неземной мир, который Христос принес людям, человек приобретает добродетельной и Святотаинственной жизнью в Церкви Божией – Которая есть Тело Христово, жизнью в единстве со всеми святыми, во главе с Пресвятой Богородицей. Без Правой Веры и истинной жизни по Евангелию в Церкви Православной невозможно обрести мир Христов, невозможно угодить Богу, стать праведным человеком, новым человеком, человеком без греха, человеком, воссоединенным с Богом и наполненным Богом. И именно таков был Богочеловек Иисус Христос, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Поэтому Рождество – это праздник, который устанавливает программу перед каждым человеком, давая ему образец, каким он должен быть «доколе все придем… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-13). Господь Христос пришел на землю, чтобы сделать всех людей богочеловеками по благодати, как Он Богочеловек по Своей природе.
Давайте строить, дорогие чада духовные, этот неземной мир в душе каждый день. Давайте богатеть Богом ежедневно. Пусть наша жизнь будет непрерывным служением Богу, непрерывным богослужением. Мы имеем примеры духовных богатырей в нашем народе, Святых отцов наших, сыновей мира: Савву, Симеона, Лазаря Косовского, Василия Острошского, Петра Цетиньского, Николая Жичского, Иустина Челийского, Харитона Косовского… Им надо подражать.
Будем духом пламенеть, служа Господу (см. Рим. 12:11). Будем ревностны в борьбе за чистоту веры и против страстей. Ересь и страсти – есть убийцы человеческих душ, враги Богомледенца Христа подобно Ироду и еврейским книжникам и фарисеям. Сегодня страсти особенно выражены у людей из-за необоснованного использования мобильных телефонов, интернета и телевидения. Они сегодня являются великими усилителями страстей. Не поработимся технике, милые чада наши. Молитвами и смирением избегнем и самых новых ловушек демонских. Имеем в виду, что манипуляции, как тень, сопровождают почти все средства массовой информации. Имеем рассуждение, меру и трезвенность во всем, вспоминая слова святого Апостола Павла, адресованные Коринфянам: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
К сожалению, молитва, послушание, любовь и смирение – дары, которые принес Богомладенец, украдены ныне у человека, в значительной степени вышеупомянутыми «электронными ворами». Когда они воруют у нас время, данное нам для молитвы и богомыслия, они крадут наши добродетели и „обогащают” страстями, потому что молитва – это канал, через который Бог вливает в душу всякую добродетель, и меч, которым посекаются греховные страсти и желания. Интернет принес нам неисчерпаемые источники полезной информации и быстрое общение, а также новые грехи и греховные привычки, которые возникают в виртуальном мире, но на душу и тело действуют совершенно реально, убийственно. Больницы, дома умалишенных и тюрьмы из-за этого переполнены. Много есть «цифровых наркоманов» даже среди детей. В «цифровые ловушки» попадают многие, и молодые, и старые. Поэтому мы разоблачаем их в этом послании и отечески молим, служите не технике и страстям, а Богочеловеку Христу. «Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой; принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить искусителя; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Богу, Который предал Себя за нас в цену искупления: ничего не принесет он равного тому, как если представить Ему самого себя, понимающего силу таинства и сделавшегося всем для Христа, как Он для нас» (св. Григорий Богослов. Слово 1 «На Пасху и о своем промедлении»).
Давайте не будем забывать сегодня и всегда наших страждущих братьев в распятом Косово и Метохии, которые сегодня в плоти своей восполняют недостаток страданий Христовых (см. Кол. 1:24). Помолимся, чтобы Богомладенец Христос укрепил их, чтобы им выжить и остаться на заветной сербской земле, чтобы благодарно нести свой крест до конца. Ободрим их словами Господними: «Не бойся, малое стадо!» (Лк .12:32). И апостольским: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Косово и Метохия – наша духовная и национальная колыбель. Пока есть Сербия, будет и Косово! Косово – душа сербов! Поэтому Косово и Метохия есть и останутся нашей землей, потому что именно здесь наша Голгофа и наш Иерусалим.
Помолимся Богомладенцу Христу и за весь крестоносный народ сербский, чтобы Он укрепил его небесной силой, утешил небесным утешением, оживотворил небесной любовью, обожил, объединил, умножил, помиловал и благословил. Чтобы сердца сербов всегда были Вифлеемской пещерой, в которой Христос всегда снова рождается верой, надеждой, любовью, постом, молитвой и другими евангельскими добродетелями. Аминь. Дай Бог.
Мир Божий, Христос родися!
Воистину родися!
Счастливого и благословенного Нового 2020-го года!
Ваши молитвенники пред колыбелью Богомладенца
+ Епископ АРТЕМИЙ
+ Хорепископ НИКОЛАЙ
+ Хорепископ МАКСИМ
+ Хорепископ НАУМ